Главная » Статьи » Мои статьи

Через Керченский пролив поездом. Как оно было в СССР. Часть 3
Начало: Часть 1, Часть 2.



Оригинальный снимок: Поезд подходит к железнодорожной паромной переправе Крым - Кавказ, Крым
Автор: Лебедевский. Фото сделано 1977 году.


Как пишут: от станции Кавказ до станции Крым в пассажирском движении работали тепловозы ТЭМ, позднее - ЧМЭ3 (по два на каждую станцию). Пассажирские составы накатывали одним тепловозом, товарные двумя - сразу на оба борта, чтобы избежать крена.
Паромов было четыре: 'Северный', 'Южный', 'Восточный'и 'Заполярный'; обычно работали три парома, а четвертый в это время был в ремонте. Паром брал 8 пассажирских или 16 товарных вагонов.


Пассажирский поезд у паромной переправы Крым - Кавказ, Крым. Автор: Лебедевский. Фото сделано 1977 году -


Насладиться копипастой:
В начале 1950-х годов на северо-восточной окраине Керчи развернулось строительство порта «Крым» и железнодорожной станции «Крым», а на косе Чушка — порта «Кавказ» и железнодорожной станции «Кавказ».

Каждый из портов мог одновременно обслуживать два железнодорожных парома. По терминологии работающего на переправе персонала, место у причала, подъёмный мост (подъёмник) и железнодорожные пути, расположенные ближе к Азовскому морю (левая сторона для порта «Крым» и правая для порта «Кавказ») назывались Азовским парком, а аналогичная инфраструктура, обслуживающая паром, стоящий со стороны Чёрного моря — Черноморским парком.

22 сентября 1954 года Керченская паромная переправа была торжественно открыта. С помощью паромной переправы появилась возможность сократить на 270 км дальность перевозок из Украины и Молдавии в районы Краснодарского края и Кавказа, а из Крыма и южных районов Украины — на 1000 км.


Паром «Чулым» (с 1955 года — «Южный») на ходовых испытаниях. Вагоноподъёмники в носовой части паромов на Керченской переправе не использовались и, позднее, были демонтированы
С момента открытия и до начала 1990-х годов железнодорожные перевозки на переправе выполняли четыре железнодорожных парома проекта 723, построенные на Заводе №402 (в настоящее время — ОАО «ПО „Северное машиностроительное предприятие“») в Северодвинске.

Первая пара судов — «Надым» и «Заполярный» — строилась по модификации 723-бис и вошла в состав состав советского флота 31 июля 1951 года. Паромы были расчитаны на перевозку 32 двуосных или 16 четырёхосных грузовых вагонов.

Вторую пару — «Северный» и «Чулым» — строили по проекту 723-у. Удлинённая платформа вагоноподъёмника в модификации 723-у позволяла принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырёхосных пассажирских вагонов. «Северный» и «Чулым» включили в состав флота 31 июля 1952 года.

Изначально, все четыре парома планировалось использовать на речных железнодорожных переправах через Енисей в Игарке, и через Обь в Салехарде, являвшихся частью Трансполярной магистрали. Во второй половине 1951 года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» — в Салехард. «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели — строительство магистрали было внезапно остановлено, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе, при этом «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» — в «Южный».

Поскольку перепад уровней воды в Керченском проливе небольшой, с паромов демонтировали вагоноподъёмники, вместо них использовали установленные на берегу П-образные подъёмники, опускавшие на паром мост с железнодорожными путями. В результате, все четыре парома получили возможность загружаться как грузовыми так и пассажирскими вагонами.

Для наката составов на паром и формирования поездов на каждой станции работало по два маневровых локомотива. В ранние годы использовались паровозы серии Эл -


(Паровоз Эл-2182, ст. Кавказ, Керченская паромная переправа.)

...затем они были заменены на тепловозы ТЭМ, которые, в свою очередь, уступили место ЧМЭ3. К каждому локомотиву цеплялось «прикрытие», составленное из нескольких порожних платформ, таким образом предотвращался заход тяжёлого локомотива на подъёмник и паром — на палубу заезжали платформы «прикрытия», к которым и цеплялись вагоны. Если паром перевозил товарные составы, то накат вагонов производился двумя локомотивами, одновременно на оба борта парома, чтобы избежать крена судна от неравномерного распределения тяжёлого груза. Пассажирские поезда, вагоны которых обладают меньшей массой, накатывались на паром одним локомотивом. Обычно в работе находились три железнодорожных парома, четвертый в это время был в ремонте.



За время эксплуатации на Керченской переправе над паромами провели ряд технических доработок, например, расширили площадь верхней палубы, а на «Южном» надстроили дополнительный ярус ходовой рубки.

П.С. Исторический материал недавних лет - Паромная переправа Крым-Кавказ

Категория: Мои статьи | Добавил: blackbaltcruise (07.03.2016)
Просмотров: 149 | Теги: СССР, МПС СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar