Главная » Статьи » Мои статьи

Классовая эксплуатация пассажиров железных дорог
Задумывались ли вы о том, существует ли «классовое» неравенство среди пассажиров того или иного поезда?



В теме Фирменный поезд «Москва – Воронеж» (двухэтажный, с местами для сидения) были приведены цены на проезд в разных классах нового поезда «Воронеж – Москва»: 1 класс – от 1685 руб. (с питанием) за место;
2 класс – от 1135 руб. за место.
Я сразу не обратил внимание, на очевидную дешевизну первого класса.

В комментариях обратили: «Любопытно, что количество мест в вагоне 1 и 2 классов соотносится как 1 к 1.7, а стоимость 1 к 1.49. Узнаю Россию, которую мы потеряли - теперь как и до 1917 года люксовые места дотируются за счет быдла…»



Действительно, отдать за первый класс всего на 550 рублей дороже и ещё пожрать в пути, как бы неплохо.
Если прикинуть совокупные затраты пассажиров на оплату перемещения своего вагона из пункта А в пункт Б, выходит: 1 класс (60 мест) х 1685 руб = 101 100 руб, 2 класс (102 места) х 1135 руб = 115 770 руб.
Как видим, первоклассные обжоры, которых ещё и кормят в пути, внесут гораздо меньший финансовый вклад в передвижение своего вагона, да и состава в целом, чем пассажиры второго класса.

Насколько правильно утверждение: «…люксовые места дотируются за счет быдла…», - судить не берусь.
Понятно, что с выражением «быдло» это перебор, но экономическая суть от этого не меняется. Может быть, это маркетинговый ход такой, может быть это ошибка в релизе.
Да и откуда нам известно, за счёт чего такая скидка. Может билет во второй класс должен стоить 5000 руб, и это ФПК РЖД всех пассажиров дотирует, и 1-го и 2-го классов. Просто одних больше, других меньше. Когда двухэтажная сидячка выйдет на маршрут, и мы увидим цены на 1 класс, тогда и узнаем.
Оставим пространные рассуждения.

Посмотрим как на других поездах.
Сферических коней в вакууме исследовать не будем. Просто предположим, что из пункта А в пункт Б отправился состав с полностью занятыми местами, пассажиры которого, все как один, едут до конечной станции.

Задачу упростим до безобразия, чтобы не путать и не напрягать читателя. Проанализируем ситуацию только внутри конкретных стран. В межгостарифы международного сообщения лезть не будем. Никаких коэффициентов высчитывать тоже не будем, перемножим пару чисел, узнаем такой показатель, как идеальная стоимость оплаты проезда вагона определенного класса. То есть то, сколько перевозчик хочет срубить денег с вагонов разных классов.
И увидим отношение РЖД, УЗ и БЧ к своим пассажирам плацкарты, купе и СВ, в этом плане.

Для начала изучим маршрут «Москва – Владивосток»
Смотрим стоимость билетов на 5 августа 2015 года. Удобно попалось два поезда, флагман РЖД «Россия», и обычный скорый –



«Россия»: купе – 21 391 руб., плацкартный – 14 376 руб., СВ – 49 940 руб.
Простой подсчёт:
К – 21 391 х 36 = 770 076 руб;
П – 14 376 х 54 = 776 304 руб;
СВ – 49 940 х 18 = 898 920 руб.

Всё в рамках приличия. Самый большой вклад в перемещение всего поезда внесут пассажиры СВ. Вклад пассажиров К и П фактически равен. Никакой эксплуатации нижних классов не наблюдается.

Что же с пассажирами «Сотки»?
Скорый №100: купе – 13 961 руб., плацкартный – 9 626 руб.
Простой подсчёт:
К – 13 961 х 36 = 502 596 руб;
П – 9 626 х 54 = 519 804 руб.

Буржуи из купейных вагонов платят немного дешевле! Хотя, на фоне общего числа пассажиров – это мизер.

Какие у нас ещё поезда есть?

Глянем в сторону Сочи –


Питерский №115: Купе - 5728 руб. х 36 = 206 208 руб.; Плацкартный - 2946 руб. х 54 = 159 084 руб.; СВ - 9250 руб. х 18 = 166 500 руб.

В этом другая демократия. Самые незащищённые слои плацкарты платят значительно меньше купейных, на которых паразитируют пассажиры СВ.

В 104-той двухэтажке угнетают по-другому: Купе – 8 223 руб. х 64 = 526 272 руб.; СВ – 13 568 руб. х 32 = 434 176 руб.
Ну, там СВ всего один вагон из 15-ти. Особо на шее не сидят.

В пассажирском №479 «Питер – Сухум»: Купе – 7 465 руб. х 36 = 268 740 руб.; Плацкартный – 2 951 руб. х 54 = 159 354 руб.
Тут основную лямку тянут купейники.

И, на закуску, с южных маршрутов, 102-рой, с вагонами «Люкс»: Купе - 8472 руб. х 36 = 304 992 руб.; СВ - 12447 руб. х 18 = 224 046 руб.; Люкс - 24420 руб. х 12 = 293 040руб.

Главный ход Октябрьской ж.д.,


16-тый «Арктика» : Купе – 4 028 руб. х 36 = 145 008 руб.; П – 2 190 руб. х 54 = 118 260 руб.
Северные олени не паразитируют на нижних классах.

«Мегаполис»: Купе – 3 998 руб. х 36 = 143 928 руб.; СВ – 7 375 руб. х 18 = 132 750руб.
В этом СВ-шники подъедают купейных пролетариев.

В «Тридцатке» и «Шестьдесят втором»: Купе – 2 104 руб. х 36 = 75 744 руб.; П – 1 435 руб. х 54 = 77 490руб.
Всё ровно. Всё прилично.

Почему по разным поездам показатели разнятся, без малейшего понятия. Очевидно, играют свою роль и схемы составов, индивидуальные бухгалтерские особенности дорог формирования. В одних значительно больше плацкарты, чем купе, в других – наоборот. СВ есть не на всех маршрутах. Также в одном составе некоторые вагоны могут быть с фирменным обслуживанием, другие без такого. Кроме ФПК есть и вагоны "ТрансКлассСервис", с другой ценовой политикой.
Щепетильно вникать в ценообразование ФПК РЖД желания нет. Но, при беглом взгляде совершенно ясно: никакой безбожной эксплуатации обездоленных не обнаружено.

Было бы неплохо отыскать цены на билеты в СССР. К сожалению, МПС СССР возил народ по бумажным билетам, ручной работы. Документальных подтверждений сохранилось мало, искать и обобщать их долго.

Посмотрим теперь на Украину (УЗ). Там ещё остались какие-то поезда. Чего с подобным классовым безобразием? Используем - http://booking.uz.gov.ua/ru/



Скорый №111, на 5 августа, купе в продаже по 493.94 грн. –


Плацкарт по 267.64 грн. (Обойдёмся далее без скринов. Сайт не удобен для сравнения цен, они не видны в общем списке поездов. Каждый раз на какое-то место нужно тыкать, чтобы увидеть стоимость.)
Считаем: К - 493.94 х 36 = 17 781.84 грн.; П – 14 452.56 грн.

Скорый №115: К – 633.40 х 36 = 22802.40 грн, СВ – 1344.64 х 18 = 24203.52 грн.

Более высокие классы платят немного дороже.

Такое же положение с ценами сохраняется и на южном направлении –


Пассажирский № 471: К – 245.26 х 36 = 8829.36 грн.; П – 148.70 х 54 = 8029.80 грн.; СВ – 746.76 х 18 = 13441.68 грн.
Хоть разница и невелика, что очевидно, является стабильной для всех поездов Украины.

Скорый №59: К – 282.41 х 36 = 10166.76 грн.; П – 144.99 х 54 = 7829.46 грн.

Из Харькова можно доехать в Одессу меньше чем за 1000 рублей, в купе. По российским меркам это даром.
Сами цены на УЗ и качество подвижного состава, естественно, с ценами и вагонами РЖД сравнивать не будем. В основном, это уже несопоставимые вещи.

Что же в союзной Белоруссии?



Из Минска в Гомель: П – 52 600 х 54 = 2 840 400 (Б)руб., К – 72 900 х 36 = 2 624 400 (Б)руб.
Тут тоже плацкарту ущемляют. Но, не сильно.

На маршруте Гомель – Витебск –

П – 63 300 х 54 = 3 418 200 (Б)руб., К – 87 800 х 36 = 3 160 800 (Б)руб.
Тенденция сохраняется.
Фактически БЧ, с небольшой разницей в минус от высшего класса к нижнему, зеркально отражает разницу УЗ, от низов в верха, в тот же плюс.

Такие вот дела творятся на просторах бывшего МПС СССР. Где, в какой стране стоимость билетов рассчитывают правильно, как они считают - это вопросы к экономистам. Мы, хотя бы, для себя общую картину нарисовали.

Категория: Мои статьи | Добавил: blackbaltcruise (07.03.2016)
Просмотров: 81 | Теги: РЖД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar